Дождь. Низкое серое небо склонилось над городом. Люди по мокрому асфальту спешили к трамваю, гостеприимно распахнувшему двери в уютное пассажирское отделение.
Вместе с немногочисленным человеческим потоком я вошёл внутрь.
Город, давно оставленный мной в прошлом, за эти годы, казалось, совсем опустел, словно загрустив без меня. Закрыты многочисленные предприятия, даже людей стало как-то меньше на улицах. Я приехал сюда на пару дней и совсем скоро нам предстоит расстаться вновь, быть может, ещё на одну вечность.
От осознания этого на меня невольно нахлынули воспоминания. Я хорошо помнил историю Краснотурьинска и пока за пасмурным окном проплывали в дымке дождя его дома, я вспоминал его былые дни.
Путешествуя в прошлое города по трамвайным путям я проехал от Медного Рудника до алюминиевого завода. Совсем недавно минул день города. А ведь когда-то его праздновали глубокой осенью – 27 ноября вместе с датой рождения алюминиевого завода. Лишь в 1993 году было решено перенести праздничные дни на более жизнерадостное и уже привычное современному горожанину время – июнь.
И, пожалуй, это время более соответствует истине. Ведь посёлок Турьинские Рудники начал закладываться ещё в 1757 году, когда сюда приезжали первые рудознатцы. Проживали и трудились они здесь преимущественно в благоприятное время года – летом.
Посёлок с самого своего рождения и ещё поныне являлся горняцким. Изначально медные рудники были на Фроловской и Турьинской горах, что находятся на востоке относительно города. Естественно, за многовековой труд человека здесь образовались большие подземные выработки (так Фроловский отвал, согласно расчётам, предстоит засыпать ещё не менее 50 лет). Поэтому строить рядом жилые (по крайней мере, многоэтажные) дома опасно. Горожане старшего возраста, пожалуй, ещё помнят, как пришлось прекращать строительство домов по адресу Попова 61 и 65 из-за того, что конструкции начали проседать. Подземные пустоты под ними ещё долгое время заливали бетоном, чтобы будущие жильцы в буквальном смысле не провалились сквозь землю.
Если сейчас эти строки читают обитатели названных домов, спешу успокоить – ныне опасаться ничего не стоит. С 50-ых по 80-ые года строили качественно и быстро (в среднем за 21 день был готов многоквартирный дом). И, пожалуй, так некоторыми называемая «эпоха застоя», если сравнивать с нынешней, явились как раз напротив временем наивысшего развития и прогресса (по крайней мере, для Краснотурьинска – уж точно).
В середине XIX века в Турьинских Рудниках нашли также и золото. Это дало посёлку новые силы на жизнь, которые не исчерпались до сих пор. Так специалисты ЗАО «Золото северного Урала» говорят, что золота в местной земле хватит ещё на 20 лет. Золотые месторождения найдены под посёлком отдыха Шихан (сейчас он выкуплен вышеназванным ЗАО и в скором будет снесён), под жилыми посёлками Воронцовка и Чернореченск. Возможно, и сам Краснотурьинск расположен на золотых месторождениях, но город, разумеется, за такую его оплошность никто сносить не собирается.
В середине XX века здесь был построен завод, превративший город горняков в город алюминщиков. 9 мая 1945 года он выдаст свой первый победный алюминий и это будет началом долгого и плодотворного труда на благо и ради преображения Краснотурьинска.
Именно со строительством завода связывается и присвоение посёлку Турьинские Рудники статуса города Краснотурьинска. Определённый интерес здесь может вызвать также история названий улиц. Ещё до середины XX века продольные улицы носили совсем другие, порой забавные для современного уха, имена. Так улица Попова называлась Телефонной, улица Микова – Сарайной (некогда это был край посёлка Турьинские Рудники и здесь действительно располагались сараи).
Поперечные улицы в то время ещё не имели названий. Однако во время начала строительства города необходимость в этом назрела. Так появились улица Сталина (теперь она Карла Маркса), Клубная (в честь некогда существовавшего клуба по нынешнему адресу Клубная 1), самая длинная улица города – Фрунзе (она берёт своё начало от Турьи и заканчивается за шестой серией завода).
Кстати, через последнюю улицу некогда проходила железнодорожная ветвь к заводу. Однако в 1946 году были построены более удобные пути (сохранившиеся и теперь) и старую дорогу решено было сделать трамвайной.
С тех пор и поныне трамвай стал значимым видом транспорта для горожан. Впрочем, сейчас, ввиду развития частного и общественного транспорта (которому гораздо легче менять свои маршруты, обслуживая самые населённые районы, нежели рельсовому) трамвай постепенно теряет свою актуальность.
И видимо старый трамвайчик, возивший нас сегодня по истории города, отдохнув на конечной остановке, закроет свои двери и в скором времени сам по узким рельсам уйдёт в историю.
Очень жаль ,в детстве мы катались на трамваях даже просто так.И сравнивали наш город с Ленинградом а ещё мы очень гордились своим городом....Даже сейчас я живу далеко от него но воспоминания о нём самые теплые...Ведь там прошло наше детство !!!!
"А ведь когда-то его праздновали глубокой осенью – 27 ноября вместе с датой рождения алюминиевого завода". День рождения завода до 1993 года отмечали 9 мая. С 1993 года день рождения завода начали отмечать летом вместе с празднованием Дня города. А 27 ноября, день переименования поселка Турьинский в город Краснотурьинск стали именовать днем рождения Краснотурьинска...
"в среднем за 21 день был готов многоквартирный дом". Не надо преувеличивать. 21 день - рекорд по сборке 32 квартирного дома. После сборки необходимо было провести отделочные и другие работы. И строили у нас и 80 квартирные и 280 квартирные дома...